Рекомендации к описанию рабочей ситуации. PDF Печать E-mail

Описание ситуации проводится на основе реального случая из практики специалиста. Содержание ситуации может быть разным в зависимости от описываемой проблемы. Объект описания может быть любой: один ребёнок, группа детей, семья или класс. Предпочтительнее представить работу с целым классом или группой детей поскольку чаще всего педагоги-психологи получают запрос на групповое психологическое сопровождение. Кроме этого описание подобного рода психологической деятельности позволяет более детально проанализировать возможности и профессиональные способности каждого специалиста.
Выбор проблемы и общее содержание вашей работы, должны быть связаны с теми знаниями и умениями, которые вы получили по теме программы стажировки. Содержание рабочей ситуации определит тему вашей работы. В теме должны быть отражены: проблема, с которой вы работаете, возраст или категория участников воспитательно-образовательного процесса, а в отдельных случаях методы и приёмы, используемые в работе.
Например: "Психологическая коррекция нежелательных форм межличностного общения у старших дошкольников", "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у учителей", "Коррекция тревожности у младшего школьника методами арт-терапии" и т.п.
Описание должно быть достаточно полным, логичным и последовательным. Для соблюдения конфиденциальности предлагается не указывать истинные фамилии детей. Можно воспользоваться обозначениями, такими как Петя Б., Катя Р. и т.д.
Описание проводится по заданному алгоритму. В процессе описания начало каждого из шести этапов нужно обязательно отмечать соответствующей цифрой для возможности анализа и оценки по соответствующим критериям. ( Приложение 2).

  1. выявление и формулирование проблемы;
  2. теоретическое описание проблемы;
  3. изучение предложенной проблемы;
  4. выбор коррекционно-развивающей программы и обоснование этого выбора;
  5. план выполнения коррекционно-развивающей программы и план отслеживания динамики проявления проблемы;
  6. рефлексия работы;
  7. рекомендации по дальнейшей работе.

Выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации заключается в грамотном переводе первичного запроса в адекватный и правильности построения гипотезы.
Теоретическое описание включает в себя: определение и (или) видение данной проблемы различными психологическими школами, основные диагностические методики, применяемые для её изучения, основные коррекционные и (или) развивающие программы для работы с проблемой. Объём теоретического материала должен быть минимальным, но достаточным для понимания логики вашей работы над проблемой.
Изучение заявленной проблемы включает обоснование выбора и использование диагностических методик для данного случая. Важным является осуществление сбора информации из разных источников. Обязательно укажите автора методики (или её модификации), название (аббревиатуру расшифруйте), источник, которым вы пользовались.
На этом этапе необходимо также указать результаты диагностики. Полученные данные следует обобщить и сделать соответствующие выводы (подтвердить или опровергнуть первоначальную гипотезу), которые определят выбор коррекционно-развивающей программы.
Ваш выбор обязательно обоснуйте, укажите название, автора, цели и задачи программы.
Программа может быть построена как на основе готовых известных технологий, так и с использованием авторских приемов. Если технологии известные, то достаточно указать их. Если программа построена для индивидуального случая, то необходимо описать применяемые техники и обосновать их необходимость. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1-2-х типовых занятий, конкретизировать условия их проведения.
Работа с проблемой может быть короткой или продолжительной в зависимости от самой решаемой проблемы и поставленных целей и задач. Для иллюстрации вашей работы укажите предполагаемое количество занятий, их периодичность и примерную тематику. Если вы хотите представить коррекционную и (или) развивающую программу полностью, то её удобнее отнести в приложения.
В процессе проведения коррекционно-развивающих занятий важно отслеживать динамику проявления проблемы. Желательно указать методы и приёмы, с помощью которых вы предполагаете это делать. Возможны промежуточные диагностические процедуры, которые нужно описать, указав результат. На его основе возможно корректирование самой программы. Тогда следует внести в её содержание эти изменения и сопоставить их с начальными целями и задачами. Если вам не удалось реализовать программу полностью, укажите причины этого и как это повлияло на результаты работы.
Подводя итог важно провести анализ не только изменений, произошедших в процессе работы с проблемой, но и внутренний анализ профессиональной деятельности специалиста. Этим вы продемонстрируете умение видеть причины успеха и сложностей в своей работе. Для логического завершения работы должны быть выработаны рекомендации по дальнейшему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родители, сверстники) с ребенком, группой, классом. Желательно дать рекомендации адресно, наиболее доступным образом, учитывая особенности восприятия различных людей.
Работа должна содержать список литературы, оформленный в соответствии с общепринятыми правилами. Включайте в список только те источники, которые были использованы вами в работе. Желательно, чтобы часть из них была научного направления. При использовании электронных ресурсов необходимо указать подробную ссылку.
В случае использования упоминания о конкретном источнике необходимо сделать ссылку на него внизу страницы либо указать его порядковый номер в списке литературы.
Образец оформления титульного листа вашей работы представлен в приложении №3.
В день аттестации стажер представляет свою работу на конференции, причем он должен быть готов защитить свою точку зрения и грамотно ответить на возникшие к нему вопросы. По результатам представления материалов к аттестации молодому специалисту вручается сертификат об успешном завершении первого года стажировки.

 

Авторизация