Отзывы молодых специалистов педагогов-психологов 2007 года Печать

Как известно, в Московском городском психолого-педагогическом Университете успешно работает Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов, который был создан Постановлением Правительства г. Москвы №172-ПП от 23 марта 2004 года и по приказу Департамента образования г. Москвы  №183  (пункт 1.7) от 15 апреля 2004 года. Целью создания Центра является необходимость обеспечения  образовательных учреждений (школ, детских садов, психологических центров) квалифицированными кадрами, способными оказать результативную психологическую поддержку учащимся, воспитанникам, родителям и педагогам, а основной задачей – оказание наставниками помощи в адаптации молодых специалистов психологов в образовательных учреждениях.

Своими впечатлениями о программе первичного повышения квалификации делятся молодые специалисты педагоги-психологи.

"Я очень рада, что существует такая программа для выпускников ВУЗов психологических факультетов как постдипломная стажировка. Молодой специалист не "выброшен в неизвестность", а обеспечен поддержкой эмоционального и информационного характера. С помощью наставников я понимала в том ли направлении работаю, верно ли оцениваю ту или иную ситуацию и что можно в этой ситуации предпринять дальше. Наставники помогли мне увидеть мою работу с разных сторон, понять с какого момента я допустила ошибку (при консультировании, проведении развивающих занятий, интерпретации результатов диагностики и т.д.) и как ее можно исправить. В процессе стажировки у меня была возможность почувствовать себя успешным, результативным специалистом и этот важный для меня опыт я переносила на работу в своей школе. Это подпитывало мою уверенность в том, что я все делаю правильно. От наставников я получила конкретную помощь в обеспечении необходимой литературой и методиками.
Мне было легко и интересно общаться с моими наставниками, отношение ко мне с их стороны было теплое и уважительное. Мне была предоставлена возможность наблюдать за работой наставников, это служило неким эталоном для того, чтобы понимать, к чему стремиться в своей работе. Я получила на базе стажировки уникальный для меня опыт в самостоятельном проведении диагностической и коррекционно-развивающей работы, консультирования, также в получении обратной связи от наставников о сделанной работе.
Я очень благодарна моим наставникам за огромную помощь в моем профессиональном и личностном росте!"


И.С. Кудряшова, молодой специалист.
(Наставники: С.В. Герасимова и И.В Вылегжанин)

"Стажировка мне очень понравилась и оказалась полезной. Я имела возможность общаться и перенимать опыт от психолога, работающего в школе более 10 лет. На базе стажировки мне была оказана помощь в выборе диагностических методик, использовании развивающих техник (с комментариями и личными наработками наставника), были продемонстрированы разные формы работы с детьми и, наконец, была просто оказана личностная поддержка. Связь с наставником была и по телефону и по Интернету.
Считаю, подобные стажировки очень важным этапом в профессиональном становлении молодого специалиста. Они позволяют начинающему специалисту более полно представить фронт работы, лучше понять структуру деятельности, правильно поставить цели, выбрать методы и достичь конечного полезного результата".

Ю.С. Двоянова, молодой специалист.
(Наставник: Л.Г.Юдаева)

 

"В ходе стажировки я приобрела большой опыт профессиональной деятельности. Я считаю большой удачей, что попала к такому профессионалу, как Елена Васильевна Старчикова. Общение с этим специалистом давало мне заряд энергии, желание работать, творить, познавать. Елена Васильевна с удовольствием делилась собственным опытом профессиональной деятельности. Благодаря ей, я получила опыт в:
- разработке развивающих программ по определенной проблеме;
- проведении тематических родительских собраний;
-ведении консультаций для детей и их родителей, педагогов;
-осуществлении супервизии психологических ситуаций своих коллег.
Я очень довольна своими результатами за этот учебный год.
Спасибо вам за организацию такой работы! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами!"

О.А.Селиверстова, молодой специалист.
(Наставник: Е.В. Старчикова)


"Я долго не решалась идти на работу по специальности, мечтала найти детсад, где уже есть опытный психолог, где можно было бы учиться в процессе работы. Но так не получилось. Я единственный психолог в детском саду. Работа психолога не была организована в нашем учреждении. Архив минимальный. Пришлось все начинать с нуля. Центр сопровождения молодых специалистов оказал огромную поддержку. В лице Ольги Александровны Макаровой я нашла наставника и учителя. Каждую неделю я шла учиться, задавала возникающие вопросы, и мы вместе решали проблемы. Пробовала свои силы с детьми в присутствии наставника, получала конструктивную критику. Я могла увидеть со стороны все плюсы и минусы своей работы, уточнить сложные моменты, увидеть на практике, как решаются проблемы в другом детском саду. Огромный багаж знаний, умений и навыков уношу с собой. Огромную благодарность выражаю Ольге Александровне!"

Н.А. Потмальникова, ГОУ детский сад № 1648.


"В процессе прохождения программы стажировки были достигнуты следующие результаты:
1) Структурирование и организация методической работы, систематизация по оформлению документации;
2) Расширение знаний и опыта в работе по основным направлениям деятельности педагога-психолога в деском саду;
3) Понимание системы работы с детьми с отклонениями в поведении и нарушениями эмоциональной сферы;
4) Ознакомление с различными коррекционными методиками;
5) Появилась мотивация к саморазвитию по различным направлениям (нейропсихология, арттерапия, семейное консультирование);
6) Повышение самооценки и профессиональной компетентности.

М.В Кармишина,педагог-психолог ДОУ

 

"Мне хочется выразить огромную благодарность Центру постдипломного образования за предоставленную возможность обучаться у квалифицированного специалиста. Особо хочется отметить Вашу доброжелательность и отзывчивость! Спасибо всем сотрудникам Центра постдипломного образования!

Практика работы в ДОУ показала, что работа с детьми неразрывно связана с работой с родителями. Чем теснее взаимодействие психолога с семьей, тем лучше и быстрее можно добиться положительной динамики в коррекции психосоциальной дезадаптации ребенка. В связи с этим мне хотелось приобрести дополнительные практические навыки в консультировании семей с детьми.
Программа данного курса стажировки молодых специалистов, на мой взгляд, полностью соответствует этому запросу.
- Много времени отводится наблюдению за практической работой с семьями.
- Все занятия проводятся в форме дискуссий.
- Руководитель глубоко и полно отвечает на все вопросы, делится опытом, рассказывает о методиках.
- Установлен гибкий график посещения занятий, что для работающего человека очень важно.
- Достаточно возможностей поработать самостоятельно и получить обратную связь.
- Большое спасибо руководителю стажировки, Кабанову Александру Викторовичу. Он корректен, доброжелателен, исключительно профессионален, с большим вниманием относится к слушателям курса. Никогда не отказывает в дополнительных консультациях, делится собственным опытом, помогает советами.
Единственный недостаток этого курса, на мой взгляд, его краткосрочность. Хотелось бы, чтобы программа была рассчитана на год, что позволило бы лучше закрепить полученные практические навыки, также поучаствовать в работе с семьями в течение всего периода занятий (т.к. многие семьи ходят на занятия в течение всего года) и получить возможность отследить этапы и результативность коррекционной работы".

Т.А.Данилова, педагог-психолог
ГОУ Прогимназии № 1801
( курс стажировки
Тема: «Семейное консультирование».
Руководитель: Александр Викторович Кабанов)

 

"В период с января по июнь 2007 года я проходила стажировку на базе социально-психологического центра «Перекресток» под руководством наставника Москвичева Вячеслава Викторовича.
Совместная работа с наставником над темой «Социальная работа с семьями в трудной жизненной ситуации» позволила освоить системный подход при работе с семьей, реализация которого в работе психолога даже (!) в школе была достаточно эффективной. Кроме того, рассматривая и изучая модель организации социальной и психологической работы в самом Центре вместе с наставником, возникла мысль о создании единой социально-психологической структуры в школе (единой в смысле единонаправленной), что, возможно, обеспечило бы большую эффективность при работе с детьми, стоящими на внутришкольном учете.
С удивлением для себя, через взаимодействие с наставником и специалистами Центра, иначе взглянула на позицию психолога (в противовес позиции «школа + психолог единые проф. интересы).
Вообще, здорово, что есть возможность постоянно интенсивно учиться новому".

О.В.Иванова, психолог ГОУ СОШ 323


"Профессия педагог-психолог мне очень нравится, считаю, что в выборе профессии я не ошиблась. Нравится творчество, познавать внутренний мир человека, удивляться его разнообразию и краскам чувств. Но моя потребность в самосовершенствовании не дает покоя, и я решила попробовать освоить навыки консультирования на телефоне доверия.
Хочу сказать, что открыла для себя и в себе много нового и неожиданного.
Понимаю сейчас, что многого не знала, даже про саму себя. Не замечала свои ошибки во время очного консультирования в работе психологом школе. То, как я слушаю клиента, как говорю с ним, как реагирую.
По началу были сомнения, какие-то смешанные чувства, непонятное состояние. Зачем мне это? Хотела уйти, бросить, были мысли, что это не мое.
Сейчас понимаю, что эти сомнения были началом работы над собой.
В работе консультанта на телефоне доверия меня привлекает то, что можно не видя абонента понимать его чувства его состояние, настроение, все это слышно в трубку, что оказалось для меня удивительным. Мне кажется, что такая беседа, благодаря анонимности может быть более продуктивна для абонентов робких, которые не решаются на личную встречу с психологом. После разговора с таким абонентом по телефону можно направить его в центр психологической помощи или еще в какие-то службы, в зависимости от запроса и т. п.
Нравится работать с внутренним миром не только абонента, но и своим. До прихода на телефон доверия мне казалось, что я владею навыками активного слушания. При первом же разговоре с абонентом почувствовала, что я его не слышу. Занимаюсь тем, что пытаюсь помочь, найти причины, пути решения проблемы. Это все правильно, но кок-то поспешно. На мой взгляд, надо все-таки идти больше за абонентом, давать больше возможности выговориться, самому находить эти пути, а консультант должен скорее побуждать к высказыванию, показывая свой интерес. Консультант должен дать понять абоненту, что его проблема небезразлична, что его понимают. Желание помочь человеку, сильно развито во мне, но иногда мне кажется, что это импульсивность, которая мешает основной задаче – выслушать и понять.
Планируемым результатом является, несмотря на различные трудности, связанные скорее с чертами моего характера, все-таки вести разговор в правильном ключе. Предстоит работа над собой, надо понять, что мешает мне в работе на телефоне доверия. Надо научиться слушать абонента. Дать абоненту то, что ему сейчас нужно. Временами мне это удается и я этому очень рада. В такие моменты чувствую себя хорошо, такой подъем, прилив энергии, а не потеря.
На одном из первых занятий вступительной части стажировки я увидела свои ошибки: не дослушивала коллег до конца, перебивала.
Далее, в пробном разговоре с Наташей абонент-консультант, я поняла, в чем главная моя ошибка. Вроде бы все получается, но все же что-то не то. Моя позиция «сверху», которая всегда преобладала в общении, здесь неуместна.
Моя общительность обернулась для меня обычным пренебрежением. Я как бы недостаточно глубоко воспринимаю слова и мысли собеседника, как будто все, что он говорит, это не очень серьезно.
Абонентом в нашем эксперименте была Наташа, а я – консультантом. Наташа говорит о своей проблеме, четко проговаривая ее, а я не слышу, а занимаюсь поиском причин, предложениями выхода из ситуации, чем угодно, но не тем, что в данный момент нужно абоненту, чего он от меня ждет. Понимания и чтобы выслушали.
Из качеств у себя могу отметить целеустремленность, решительность, неконфликтность, умение осознанно входить в конфликт, умение налаживать контакт и определять границы контакта, гибкость.
Мешает в работе консультантом позиция «сверху», самоуверенность, поспешность.
Что значит для меня другой?
Другой – это человек со своим характером, со своими мыслями, проблемами. Для него его проблема самая большая, не решаемая. Он живет в ней, говорит о ней, или не говорит, но она для него важна. И ему нужен кто-то, кто мог бы его выслушать, понять и вывести тем самым из этого состояния. И он скажет: «ты мне помог, друг».
В разговоре с друзьями или коллегами, в компании, мы слышим часто: «да что у тебя, вот у меня…» или что-то в этом роде.
Мне нравиться работать психологом в принципе, нравится чувствовать человеческую благодарность, видеть искреннюю радость от общения и результата и испытывать эту радость самой.
Бывают трудные случаи. Для меня это ситуации, из которых я не могу найти выход, когда абонент или клиент недоволен разговором и уходит с чувством неудовлетворенности. Хотя и это для меня теперь под вопросом, надо ли его удовлетворять. И это не моя ошибка или вина.
Данная стажировка помогла мне избавиться от некоторых «недугов».
Самоуверенность, поспешность, позиция «сверху».
Нет, я не Бог и не идол, не надо поклоняться мне, я – такой же человек, как и любой другой… со своими мыслями и переживаниями.


Спасибо всем за организацию стажировки".

М.  Ивахнова, молодой специалист.



"До прохождения стажировки по теме: «Психологическое сопровождение детей раннего возраста в условиях ясельной группы детского сада» я испытывала большие трудности с диагностикой детей раннего возраста. В своём ДОУ проводила диагностику нервно-психического развития по методике Стребелевой Е.А., которая имеет свою специфику и трудности в подборе материалов к диагностике. Инна Вячеславовна ознакомила и научила пользоваться диагностикой Смирновой Е.О. и Галигузовой Л.Н. Диагностика психического развития детей раннего возраста этих авторов доступна и по материалам, и по выполнению, и по анализу результатов. Это очень ценное для меня приобретение.
Освоила множество игр, направленных на развитие различных сторон деятельности ребёнка: предметная деятельность, процессуальная игра и др.
Освоила составление заключений по результатам обследования ребёнка и подбор коррекционно-развивающих игр по результатам диагностики.
Спасибо за возможность получать супервизии в процессе своей работы, за помощь в трудных ситуациях".


В.А. Компань, молодой специалист.
(Наставник И.В.Ульянова)

 

Отзыв о прохождении стажировки у Притыкиной Ирины Зиновьевны на базе д\с 7 вида №1822
"Во время стажировки я познакомилась со спецификой работы д\с 7 вида. Узнала все этапы работы с ребёнком в д\с от процедуры поступления в сад, первичной диагностики, выбора направлений коррекции и освоения коррекционных методик до полного документального сопровождения (ведение протоколов 1 обследования, мониторинг динамики развития и т.д)
Особенно приятно отметить особую тёплую атмосферу созданную в д\с, полное взаимопонимание между высокопрофессиональными специалистами д\с и искренняя заинтересованность в результативности проводимой коррекции.
Для меня это был ценнейший опыт знакомства с особенностями детей с ЗПР и методами работы с ними. Я воочию убедилась в огромном потенциале, заложенном в грамотном коррекционном развитии, осуществляемом согласованно всеми специалистами д\с.
Хочется отметить, что у Ирины Зиновьевны накоплена богатейшая коллекция коррекционных методик и развивающих игр, а также специальной литературы.
Ирина Зановьевна для меня стала не только наставником и образцом профессионала, но и близким человеком.


О.Б. Константинова, молодой специалист.
(Наставник: И.З. Притыкина)

 

"Стажировка позволила мне посмотреть на детей, испытывающих трудности в школе, с другой стороны: учитывать вероятность наличия у них акцентуаций или психических расстройств.Наставник принимала активное участие в решении трудных случаев из моей практики.Также я получила возможность совершенствовать свои умения по составлению заключений и даче рекомендаций, овладела методикой Векслера, расширила свою методическую копилку, познакомилась с диагностическими методиками по исследованию личности. Весь полученный опыт планирую использовать в дальнейшей работе".


Ю.Н. Курбатова, молодой специалист.
(Наставник:С.Л. Иванова)

 

"Мне очень понравилась стажировка у Елены Валерьевны прежде всего потому, что знания и опыт, полученные здесь, можно применить на моей работе в детском центре досуга, да и вообще в работе практического психолога (кстати, и в личной жизни тоже). Так как знания эти универсальны, а с семейными системами имеет дело каждый. Поэтому я думаю, что удачно выбрала базу стажировки – попала в точку, так сказать.
Уже сейчас я чувствую, что прохождение стажировки в этом центре помогает мне в работе. Если раньше я проводила консультации с родителями в большей степени интуитивно, опираясь на свое самообразование и здравый смысл, то теперь я получила некий упорядоченный взгляд на работу психолога с семьей, достаточно систематический и подробный. И еще – результат не замедлил сказаться. Как ни удивительно, но первый же мой случай работы с семьей, представленный на аттестацию, я считаю довольно успешным (для первого раза), т.к. видны сильные изменения в ребенке (и в отношении мамы к ней, кстати, тоже). Я воочию убедилась, как ЭТО (т.е. теория и практика семейных систем) может помочь конкретным людям, почувствовала это на собственном опыте. Но главное - поняла, что не психолог должен быть этаким всемогущим и всеведущим экспертом, а сами клиенты могут многое изменить в своих дисфукциональных семьях (если только захотят). Т.е. пока я смотрю на это оптимистично…
Конечно, на все вопросы невозможно получить ответы, но, по крайней мере, ясно направление, в котором их искать. Этого мне не хватало, на самом деле.
Сравнивая и анализируя прошлый свой практический опыт, я понимаю, что теперь, после этой стажировки (и уже в процессе ее), я бы работала со многими случаями по-другому – не только с дошкольниками, но и младшими школьниками, и подростками (произошло расширение и переоценка всего опыта, можно сказать – изменение взглядов на жизнь, на собственную профессию прежде всего). И уже получается применять полученные знания (и не только в рабочей ситуации для аттестации).
Особенно помогли освоить новый для меня материал разнообразные практические задания. Это было и построение генограмм собственной семьи (А что всего доходчивее? – это свои же так называемые тараканы…). Это было близко к личной терапии. А также работа в подставных семьях (когда другие стажеры изображали семью, пришедшую на консультацию к психологу). Это давало очень сильную и ценную обратную связь, представление о том, как ты работаешь, со стороны. Мало где еще есть возможность это испытать и понять. Правда, я сама не успела побыть психологом, но узнала те ошибки и нюансы, которые характерны, наверно, для многих молодых специалистов (и для меня в том числе были бы).
Возможно, подобных упражнений было не так много, как хотелось бы (а хотелось бы больше), но запомнились они ярче всего.
Очень поддерживала конструктивная обратная связь от наставника – что получилось, что нет, что необходимо доработать, советы на супервизии, конечно (причем методом мозгового штурма, т.е. при участии всех), вообще чувствовалась некая поддержка профессионального сообщества за спиной. А этого в нашей системе образования очень не хватает, если честно…
Но единственную трудность для меня лично составляло то, что тяжело было разделить с наставником функции в работе с реальной семьей: кто за что отвечает в процессе консультирования или ведения коррекционного занятия. Неприятно было чувствовать себя как бы выпавшей из процесса: вроде и не участник, но и не наблюдатель. Правда, скорее это связано с моими личными особенностями, чем с самой ситуацией обучения стажеров – не знаю…
Очень много мы получили теоретического материала о работе с семьей, о процессах, происходящих в семье. Мне кажется, этого было даже слишком много – можно было почерпнуть некоторую часть этой информации из той литературы, которую нам рекомендовали, и этого бы хватило.
Хотелось побольше практики – но не сразу с семьей, а начиная с работы над собой и с так называемыми подставными семьями. Я думаю, это и психологически комфортнее для начала, и уже дает богатую обратную связь и материал для размышлений".

Н.А. Скакун, молодой специалист.
(Наставник: Е.В.Гедзь )


.

"В первую очередь я хочу поблагодарить Жанну Марковну и всех сотрудников Центра постдипломного образования за то, что мне удалось принять участие в этой программе, поскольку это позволило мне получить не только новые теоретические знания, но и ценный практический опыт работы, взаимодействия и общения с людьми в рамках нейропсихологии. Мне удалось расширить и углубить своё понимание законов развития человека с точки зрения нейропсихологических основ, понять связь психологии и медицины как наук, обеспечивающих комплексный подход к изучению такого развития. Теперь я могу связать особенности функционирования головного мозга и нервной системы в целом с особенностями развития эмоционально-личностной и познавательной сфер. С помощью нашего наставника я постаралась научиться очень грамотно, бережно находить индивидуальный подход к каждому пациенту, поскольку увидела, как люди преображались в процессе начальной беседы с Жанной Марковной, становились более спокойными и уверенными в себе. Я научилась качественно, основательно разбирать историю болезни больных, заполнять протокол обследования. Я овладела пакетом нейропсихологических методик по методу А.Р. Лурия, научилась подробно осуществлять качественную и количественную оценку полученных данных, давать рекомендации. Я узнала много нового об особенностях протекания различных синдромов, постаралась овладеть профессиональной терминологией, больше узнала об особенностях использования нейропсихологии в работе с детьми.
Очень хочется отметить, что Жанна Марковна относилась к нам очень внимательно, всегда отвечала на наши вопросы, была очень доброжелательной и учитывала все наши пожелания. Кроме того, с её помощью мне удалось приобрести важные теоретические знания и практические навыки, справиться с очень многими трудностями, возникающими в моей профессиональной деятельности. Огромное спасибо!"

Е.А.Маскинская, молодой специалист.
(Наставник: профессор МГУ Ж.М. Глозман)

 

 

Авторизация